ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ СОУТ

В отличие от аттестации рабочих мест проведение специальной оценки условий труда осуществляется совместно с работодателем и организацией, привлекаемой им на основании гражданско-правового договора. Поэтому необходимо знать права и обязанности всех участников СОУТ.

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя, в том числе внеплановой. Также работодатель обязан предоставить организации проводящей СОУТ необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения СОУТ. Не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении СОУТ и влияющих на результаты ее проведения. Ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте. Давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте. Реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

Работодатель вправе:
 Требовать от организации, проводящей СОУТ, обоснование результатов ее проведения;
 Проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установлено Федеральным законом;
 Требовать от организации, проводящей СОУТ, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным ст. 19 Федерального закона № 426;
 Обжаловать в порядке, установленным ст. 26 ФЗ-№426, действия (бездействия) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА В СВЯЗИ С ПРОВЕДЕНИЕМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

Работник вправе:
 Присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
 Обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей СОУТ, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
 Обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 26 Федерального закона.

Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩЕЙ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе:
 Отказаться в порядке, установленным настоящим Федеральным законом, от проведения специальной оценки условий труда, если при ее проведении возникла, либо может возникнуть угроза жизни или здоровью работников такой организации;
 Обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана:
 Предоставить по требованию работодателя, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда, а также давать разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах;
 Предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации требованиям, установленным статьей 19 федерального закона;
 Применять утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством РФ об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений;
 Не приступать к проведению специальной оценки условий труда либо приостанавливать ее проведение в случаях:

1) непредставления работодателем необходимых сведений, документов информации, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 Федерального закона, и которые характеризуют, условия труда на рабочих местах, а также разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда;
2) отказа работодателя обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, в соответствии с гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 Федерального закона;

 Хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением деятельности в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ

С 1 января 2015 года вступили в силу поправки в Кодекс об административных нарушениях, где значительно ужесточены штрафы за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда.

Конкретно в статье 5.27.1

За нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации - штраф на должностное лицо 2000-5000 рублей, на лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – 2000-5000 рублей, на юридическое лицо – 50000-80000 рублей;

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение - штраф на должностное лицо 5000-10000 рублей; на лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - 5000-10000 рублей; на юридическое лицо – 60 000-80 000 рублей;

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты - штраф на должностное лицо 20 000-30000 рублей; на лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – 20000-30000 рублей, на юридическое лицо – 130 000-150 000 рублей.

Повторное совершение административного нарушения:

 на должностное лицо – 30 000-40 000 рублей, или дисквалификация на срок от одного года до 3х лет;
 на лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - 30 000-40 000 рублей, или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
 на юридическое лицо – 100 000 – 200 000 рублей, или административное приостоновление деятельности на срок до 90 суток.

Лицензия №35-01-000925 от 05.09.2012 г.

Комментарии к новости